20 октября 2008
Нобелевский лауреат предостерегает: панацея от рака появится ещё не скоро
Харолд Вармус, нобелевский лауреат, один из ведущих в мире онкологов, утверждает, что эффективного лекарства от рака не появится в ближайшие 10—20 лет. Заявление наделало много шума в научном мире, на минувшей неделе его активно обсуждали в зарубежной прессе.
Нобелевскую премию Харолд Элиот Вармус получил «за открытие клеточной природы ретровирусных онкогенов». В настоящее время Вармус возглавляет Мемориальный онкоцентр при Институте Слоана-Кеттеринга
Харолд Вармус утверждает, что эффективное лекарство от рака не появится ещё 10—20 лет. В заявлении, опубликованном канадским изданием Globe and Mail, он предостерегает от излишнего оптимизма, прибегая к бейсбольной лексике: ход исследований природы этого опасного заболевания и создания эффективного лекарства Вармус сравнивает с бросками до первой и второй баз. Это совсем не те удары, которые позволяют игроку добежать до «дома».
В 1971 году экс-президент США Ричард Никсон в своём послании конгрессу «О положении страны» объявил войну этой болезни, напоминает Харолд Вармус в интервью Майклу Вэлпи из Globe and Mail. Это обещание и породило завышенные ожидания. В дальнейшем их подпитывали многочисленные публикации в прессе и сообщения об очередных масштабных проектах, призванных решить многие проблемы человечества. К примеру, авторы проекта «Геном человека» вдохновенно расписывали неслыханную практическую отдачу от исследований, которой, к сожалению, пока не видно. По мнению учёного, нереалистические ожидания культивирует и система образования, акцентируя внимание учащихся на результатах научного поиска, а не на самом процессе. Стоит вспомнить, что Нобелевскую премию в области медицины доктор Вармус получил вместе с коллегой Джоном Майклом Бишопом за открытие механизмов развития рака вследствие мутации в определённых генах (онкогенах), ответственных за рост клеток. И с этим исследованием многие также связывали возможность прорыва в изучении рака.
Безусловно, учёные продвинулась на многих фронтах в изучении рака и борьбе со злокачественными опухолями, отмечает нобелевский лауреат. Весомые результаты получены в исследованиях рака яичек, миелолейкоза, некоторых типов рака костного мозга, есть достижения в детской онкологии. Здесь есть «великолепные примеры лечения отдельных видов рака». Лэнсу Армстронгу, семикратному победителю «Тур де Франс» удалось излечиться от рака яичек, но непозволительно считать, что то, что получилось у Лэнса Армстронга, получится у всех и каждого.
Сегодня нет ясности даже в отношении природы рака. Учёные более-менее сходятся в том, что это многофакторное заболевание, вызванное мутациями в разных генах. Основная сложность состоит в том, чтобы определить причину мутаций, понять, что заставляет клетки «решать»: расти или не расти, погибать или нет, дифференцироваться или нет, и найти способы сбалансировать процессы, происходящие в клетках.
«Это невероятно сложные процессы, которые мы ещё только начинаем понимать благодаря проекту “Геном человека” и исследованиям, которые появились после него, — говорит д-р Вармус. — Различные группы лоббистов поддерживают среди широкой общественности надежду, что ещё немного — и панацея появится, рак в принципе станет излечимым. Эту надежду поддерживают и учёные, что тоже объяснимо, ведь под эти исследования им выделяют неплохие деньги. На мой взгляд, это — упрощенчество».
Максимум, на что можно надеяться в ближайшее время — на то, что применение целевой терапии позволит учёным успешно контролировать рост раковых клеток и развитие онкозаболевания, считает нобелевский лауреат.
Елена Ильина, STRF.ru
No comments:
Post a Comment