Sunday, June 12, 2011

Немецкие онкологи делают ставку на ионную терапию



Пациента готовят к сеансу ионной терапии
В Гейдельберге торжественно открылся Центр ионной терапии - самое крупное в мире техническое сооружение медицинского назначения. У многих раковых больных, до сих пор считавшихся обреченными, появилась новая надежда...

Успехи современной онкологии несомненны: и в хирургии, и в химиотерапии, и в радиологии за последнее время достигнут значительный прогресс. Но как быть, если опухоль неоперабельная, на медикаменты не реагирует, а попытка подвергнуть ее рентгеновскому облучению чревата поражением соседних жизненно важных органов и тканей?

Большие надежды медики возлагают на облучение ионами высоких энергий. В Германии этот метод впервые начал экспериментально применяться 12 лет назад в Центре по изучению тяжелых ионов имени Гельмгольца в Дармштадте. С тех пор в рамках клинических испытаний там подверглись ионной терапии 440 пациентов, преимущественно с неоперабельными опухолями головного мозга и основания черепа, а также карциномой простаты.

Облучать не пациента, а опухоль

Высокая эффективность метода сегодня уже не вызывает сомнений, а теперь его применение будет поставлено на более широкую ногу: на минувшей неделе в Гейдельберге рядом с Немецким центром по изучению рака - крупнейшим онкологическим центром страны - открылся Центр ионной терапии. Его возведение обошлось в 119 миллионов евро. Зато здесь, по утверждению специалистов, наконец-то можно будут облучать не пациентов, а их опухоли, поскольку пучки ионов поддаются чрезвычайно точной фокусировке: отклонение от цели составляет не более чем полмиллиметра.

Руководитель нового центра, профессор Юрген Дебус (Jürgen Debus), говорит: "Рентгеновское излучение - это излучение проникающее, а ионы тормозятся тканями и, так сказать, застревают в теле больного. Мы имеем возможность, подбирая энергию излучения, с высокой точностью задать то место, в котором ионы должны остановиться и отдать большую часть своей энергии. В этом и состоит главное преимущество нового метода: он позволяет, невзирая на более высокую интенсивность пучка ионов, существенно понизить дозу облучения, приходящуюся на долю здоровых тканей".

Для терапии ионы разгоняются до скоростей, близких к световой. На такой скорости пучок частиц практически никак не взаимодействует с клетками, которые он пронизывает на своем пути к опухоли. Но при торможении ионы начинают излучать энергию. Врачи должны настроить аппаратуру так, чтобы то место, где ионы остановятся и где произойдет выброс максимального количества энергии, пришлось точно на опухоль.

Поэтому перед началом сеанса облучения пациента укладывают на специальный стол, фиксируют так, чтобы обеспечить его полную неподвижность, и делают компьютерную томографию, а затем в процессе облучения, длящегося всего несколько минут, компьютер постоянно, с частотой 10 тысяч раз в секунду, контролирует положение ионного пучка, сверяя его с заданным.


Схема гейдельбергской установки - траектории ионных пучков и три кабины для облучения
В Гейдельбергском центре ионной терапии облучение будет производиться как протонами, то есть ядрами атомов водорода, так и более тяжелыми ионами - в основном, углерода, но также кислорода и гелия. Из источника ионов частицы направляются сперва в линейный ускоритель, где разгоняются до одной десятой скорости света, а затем - в циклический ускоритель.

"Принцип, используемый здесь для разгона пучка ионов, во многом сходен с тем, что применяется в детской карусели, - говорит профессор Дебус. - Там, когда ребенок проезжает мимо вас, вы его слегка подталкиваете, и карусель ускоряется. То же самое происходит здесь с пучком ионов: электромагнитная волна придает им каждый раз новый импульс, так что в конечном счете ионы разгоняются до скорости, составляющей 80 процентов от скорости света. Чтобы такой пучок отклонить, требуются очень сильные магнитные поля, мы получаем их с помощью мощных магнитов".

На сегодняшний день ионной терапии в мире подверглись в общей сложности около 70 тысяч пациентов - правда, при этом использовались преимущественно протоны, а не тяжелые ионы. Между тем, по словам профессора Петера Хубера (Peter Huber), заведующего отделением лучевой терапии в Немецком центре по изучению рака, облучение тяжелыми ионами обычно намного эффективнее, нежели облучение протонами. Именно на тяжелые ионы и намерены сделать упор гейдельберские медики.

Установка-рекордсмен


Кабина для облучения Gantry
Новая установка - не только самое крупное в мире техническое сооружение медицинского назначения: оно занимает трехэтажное здание площадью в половину футбольного поля и потребляет столько же электроэнергии, сколько небольшой город. Главная ее особенность - точность и универсальность: это единственная в мире установка, в которой используются оба вида частиц - и протоны, и тяжелые ионы.

Она позволяет проводить сеансы лучевой терапии одновременно трем пациентам, причем одна из кабин для облучения - она именуется Gantry - представляет собой камеру диаметром 13 метров и весом в 670 тонн, способную поворачиваться во всех трех плоскостях на 360 градусов. Благодаря такой конструкции кабины врачи могут обеспечить облучение опухоли из любого направления и под любым углом.

Предполагается, что в Гейдельберге ионную терапию будут проходить 1300 пациентов в год - правда, поначалу лишь те, кто отвечает рамочным критериям клинических испытаний. "Одна из наших целей здесь состоит в том, чтобы более детально выявить терапевтические различия между протонами и ионами углерода, - говорит профессор Дебус. - В частности, мы хотим выяснить, какие формы рака эффективнее лечатся протонами, а какие - тяжелыми ионами".

Однако уже в ближайшее время ионная терапия, судя по всему, постепенно начнет вытеснять традиционное рентгеновское облучение. В одной только Германии к 2013 году планируется ввести в строй еще 5 новых установок - 2 протонные и 3 комбинированные протонно-углеродные.

Немаловажную роль играют и экономические соображения: хотя стоимость ионной терапии пока вчетверо выше стоимости рентгеновской, она вполне соизмерима со стоимостью современной химиотерапии. Если же принять во внимание ее более высокую эффективность, отсутствие тяжелых побочных реакций и существенно меньшую продолжительность лечения, то ионная терапия вполне может оказаться еще и наиболее выгодной альтернативой с точки зрения расходов.

Автор: Владимир Фрадкин
Редактор: Дарья Брянцева

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4879477,00.html
Безопасность пищевых продуктов и Streptococcus суис

Streptococcus суис является бактерия обычно присутствует у свиней во многих частях мира. В большинстве случаев это не вызывает заболевания у свиней. Люди в прямом контакте со свиньями или сырой свиной продукты подвергаются риску инфекции, но небольшое число сообщений о клинических случаев у людей будет предположить, что риск очень низок.

Инфицирование человека, как правило, через прямой контакт с инфицированными свиньями или сырой свиной продукции и, как полагают, происходит через порезы или ссадины на коже при обработке инфицированного материала свиней. Правильное приготовление пищи (температура на уровне или выше 70 ° C во всех частях продукта) убивает эту бактерию. Ну приготовленная свинина безопасна, но обработки инфицированных сырья свиней, в том числе те, которые охлажденном или замороженном состоянии, могут быть опасными, если хорошие гигиенические практики не наблюдается (см. ниже).

Недавняя вспышка суис Streptococcus в районах провинции Сычуань в Китае выразили озабоченность по поводу риска, связанного с зараженного мяса свинины. В этих районах, забоя и разделки больных или мертвых свиней было строго запрещено. Тем не менее, контакт с инфицированными свиньями и сырья свинины из пострадавших районов могут представлять риск заражения для фермеров, slaughterers, мясников, а также для тех, обработки или подготовке мяса для потребления. Экспорт свинины из пострадавших районов в провинции Сычуань в Гонконге было приостановлено 28 июля 2005 года.

Группа международных экспертов по Streptococcus суис созвана ВОЗ вновь заявила, что человеческая инфекция, скорее всего, происходит через порезы или ссадины на коже. Хотя потребление сырых или недостаточно приготовленных свинины может привести к болезни, едят пищу надлежащим образом приготовленных свинины вряд ли представляют повышенный риск, даже если вспышки штамма Streptococcus суис участие более опасным.

Рекомендуемая надлежащая гигиеническая практика избежать заражения Streptococcus суис :

Во время забоя:

Не убоя больных животных
Мертвые животные не должны использоваться для производства продуктов питания или корма и должно быть безопасно утилизировать, чтобы избежать загрязнения
Носите защитную одежду и убедитесь, что все раны покрыты
Держите забоя место в чистоте и отдельно от области пищевой промышленности
Удалить защитную одежду и мыть подвергаются участки тела после забоя
Во время приготовления пищи:

Не беритесь сырья свинья-продуктов, если у вас есть раны на руках, если вы не охватывают все раны водонепроницаемый перевязочный или пластиковые перчатки
Держите подготовке место в чистоте и мыть руки после работы с
Сырое мясо отдельно от приготовленных или готовых к употреблению продуктов, чтобы избежать загрязнения
Не используйте ту же разделочную доску или же нож
Не работайте с сырья и приготовленного мяса не помыв рук между ними,
Не кладите приготовленное мясо на ту же поверхность которых оно находилось до приготовления
Проводите тщательную тепловую обработку (температура на уровне или выше 70 ° C во всех частях продукта)
Для получения дополнительной информации

Региональное бюро ВОЗ для западной части Тихого океана
Вспышках, связанных с суис Streptococcus у свиней в Китае: обновление

http://www.who.int/foodsafety/micro/strepsuis/en/index.html